Вопрос №102
 
 
 
 
 

Что нужнее РАЗУМ или СОЗНАНИЕ? И почему?

Bagira · около 10 лет назад · 5 ответов
теги не заданы :(
 

Пожалуйста, обоснуйте свои ответы...

Хороший вопрос Ф топку
8
3
Ответы
Иван Петрович · около 10 лет назад

Разум - высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить, постигая законы развития мира, выражающаяся в рациональном его осмыслении и выделении ключевых сущностей универсума посредством задания адекватных тегов.

 
 
Вася Пупкин · около 10 лет назад

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку, форма восприятия действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени и собственной личности, обеспечивающих адекватную реакцию на раздражающие воздействия внешней среды.

 
 
Изя Кукушкинд · около 10 лет назад

Мне кажется, важнее таки-разум. Не знаю почему...

 
 
Ответ выбран автором вопроса
Nataly · около 10 лет назад

а по-моему важнее сознание !
а Вы смотрели фильм игры разума ? ;)

 
 
 
Ответ выбран голосованием
efelo · почти 7 лет назад

"Сознание рассматривается как продукт высокоорганизованной материи (центральной нервной системы) и как эпифеномен физиологических процессов в головном мозге. Вера в то, что сознание производится головным мозгом, разумеется, не совсем произвольна. Она основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге - такими, как травмы, опухоли или инфекции. Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к потере сознания. Опухоль или травма височной доли влекут за собой иные искажения сознательных процессов, отличающиеся от тех, что вызваны префронтальными поражениями...
Больше того, успешное нейрохирургическое или иное медицинское вмешательство может вызвать отчетливое клиническое улучшение. Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной связи между сознанием и головным мозгом, однако, не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга."
+
"Сознание явлено нам не как совокупность статичных объектов и их отношений, но как непрерывный «поток» сменяющих друг друга событий и состояний (фактов сознания), отношения между которыми проследить гораздо сложнее, чем отношения между физическими объектами. Особенно ясно вытекающее из этой специфики ограничение охарактеризовал Э.Гуссерль: «Для исследования сознания было бы безумным применять ту же методику образования понятий и суждений, которая обычно применяется в объективных точных науках. Жизнь сознания находится в состоянии постоянного потока, и всякое cogito является текучим, поэтому здесь нельзя зафиксировать последние элементы и отношения».
Рассмотренная феноменальная последовательность наряду с непрерывностью обладает и некоторым дискретным качеством. Понятие дискретности применительно к ментальным фактам неоднократно использовал М.Мамардашвили: «Мы можем сказать, что эти содержательные факты сознания дискретны… мы не рассуждаем непрерывно и не осознаем непрерывно. Дискретность своего сознательного существования мы произвольно накладываем на факт содержательности сознания». Дискретность эта, согласно М.Мамардашвили, демонстрируется тем простым фактом, что мы не способны заставить себя мыслить волевым сознательным актом. Мысль возникает внезапно, нередко без явных причин, и столь же внезапно может прекратиться – нет никакой гарантии, что она продолжится в следующий момент в плане содержания мышления.
Дискретность сознания вступает в противоречие с рациональным идеалом последовательного и законообразного логического мышления, мышления в некоторых «правильных» формах. Это означает, что мысль, постоянно перескакивающая с одного предмета на другой благодаря спонтанным ассоциациям, смутным метафорам и непрозрачным аналогиям, не есть мысль должная, хотя часто имеет место в действительности. Внезапные ассоциативные переходы являются одним из негативных феноменов сознания. В современной психиатрии этот феномен нередко характеризуется как признак клинического состояния сознания, подпадающего под такие специфические нарушения мышления, как «инкогерентное мышление», «словесная окрошка», «избыточность ассоциаций» и «полет мыслей»."
"Несколько обособленно по отношению к рассматриваемой проблематике стоит трансцендентальная феноменология. Заявленная как философия сознания, феноменология представляет собой достаточно изощренную философскую систему в лучших традициях немецкого идеализма, очень трудную для осмысления с точки зрения научно ориентированной философии сознания. Охватывая, в сущности, ту же проблематику, что и аналитическая философия, феноменология представляет собой сложный синтез классической философии и позитивизма.

Сущность трансцендентально-феноменологической доктрины составляет,прежде всего ее метод феноменологического анализа сознания, который расщепляется на два: метод трансцендентально-феноменологической редукции (ТФР) и метод эйдетической редукции (ЭР). Следует отметить, что указанные редукции – это не совсем то, что понимается под редукцией в классической методологии науки, здесь они выполняют скорее описательную функцию, а не объяснительную. Феноменологический анализ есть прежде всего метод точного описания явлений такими, какими они даны сознанию, т.е. как чистых феноменов. Во многом метод ТФР совпадает с методом радикального сомнения Р.Декарта. Осуществляя трансцендентально-феноменологическую редукцию, следует усомниться в существовании как объектов внешнего мира, так и идеальных, абстрактных сущностей. В результате редукции сами эти объекты могут и не исчезнуть, но будут представлены сознанию уже качественно иным образом, в очищенном виде, как интенциональные предметы. Редукция, согласно феноменологии, позволяет освободиться от наивности, которая характерна для всех без исключения видов практической и теоретической деятельности человека. Источник этой наивности заключается в том, что сознание интересуется прежде всего внешними предметами, а не тем смыслом, которым оно наделяет их в процессе своей деятельности.

Таким образом, метод ТФР выступает как негативная процедура, очищающая данные восприятия. Однако феноменология вовсе не была сугубо скептической философией. В самом деле, в результате редукции объект, например, визуальный, перестает быть вещью, поскольку превращается в чистую феноменальную данность – практически бесструктурный набор предельно простых явлений (плоских цветовых пятен неопределенной морфологии). Некоторая структура, несомненно, присутствует, – возможно выявить отношения между пятнами по цвету, двумерные пространственные отношения, интенсивность динамики зрительной картины. Однако эта структура носит минимальный характер, исключающий единство восприятия некоторой совокупности явлений как вещи. Например, такая «простая» способность, как объемное восприятие, предполагает овладение структурами более высокой сложности (т.е геометрическими) и «запуск» активных возможностей сознания апперцептивной природы."
+
"Объективная идеальная реальность есть результат взаимодействия систем идей различных людей. Все социальные и исторические процессы обусловлены противоречиями между мировоззрениями различных людей. Единство и борьба этих противоречий приводит к их устранению и принятию некоторой общей системы взглядов, приемлемых для сообщества людей в целом, т.е. идеологии этого сообщества. Как уже говорилось, можно выдвинуть множество разумных гипотез описывающих одно и то же явление. Выбор той или иной гипотезы обусловлен качествами, присущими конкретному человеку, его стереотипами, привычной терминологией, уровнем культуры и т.п. Коллективное мировоззрение и картина мира теряют объективность (в смысле материализма), т.к. коллективное представление об объективном мире зависит не столько от самой объективной внешней реальности, сколько от конкретного сообщества людей, принимающих общую картину мира. Иными словами идеальная объективная реальность объективного идеализма виртуальна и является результатом коллективного соглашения людей, своего рода совокупностью общепринятых правил игры.
Та идея сильнее, за которой стоит большая суммарная вера и сила (как сила духа или воли, т.е. психическая сила, так и физическая сила). Сила идеи конкретного человека зависит от его веры в ее истинность. Чем больше человек верит, тем труднее его переубедить, а если он еще и силен духом, то он в состоянии пойти даже на смерть ради отстаивания своих взглядов.Сила идеологии зависит как от веры и силы духа членов конкретного сообщества, так и от их количества, а так же от возможностей (экономических, военных и т.п.) этого сообщества."
"Глубочайшее заблуждение, которое существует среди людей на Земле с незапамятных времен, заключается в том, что они полагают разум свойственным только их форме жизни. Подобная точка зрения противоречит самим основам науки, т.к. наука предполагает всеобщность всех процессов во Вселенной. Разум не есть свойство, присущее только человеку. Разум – это свойство, присущее любому явлению природы. Это свойство заключается в том, что все явления природы подчиняются всеобщим законам – законам разума и законам физики, как конкретным формам существования (проявления) законов разума. Обратное утверждение, т.е. утверждение о том, что законы разума есть проявление законов физики так же верно, если под законами физики подразумевать все, в том числе и неоткрытые на сегодняшний день законы. Но утверждение, что законы разума есть проявление открытых на сегодняшний день законов физики неверно, т.к. сами законы физики мы открываем по законам разума в своем сознании. Поэтому проще всего понять природу, поняв законы функционирования собственного сознания, т.е. законы структуризации и обработки информации. Это позволило бы предсказывать новые законы природы (по крайней мере, на качественном уровне) на основании результатов самонаблюдения и самоанализа, тогда как в настоящее время, открытия носят случайный характер и происходят благодаря случайным интуитивным озарениям."
"Все процессы, протекающие в сознании, мы называем мышлением. Эти процессы аналогичны тем, которые протекают во внешнем мире, следовательно, мысль есть общая форма проявления законов разума. Все процессы, проистекающие во внешнем мире, мы называем энергоинформационным обменом (т.к. все эти процессы – это процессы переноса энергии и энтропии), следовательно, материя есть общая форма существования энергии и информации. Конкретную форму существования энергии и информации мы называем сигналом. Мысль есть сигнал. Сигнал есть мысль. Мысль материальна, материя идеальна. Сигнал материален, т.к. он переносит энергию. Сигнал идеален, т.к. он переносит информацию. Мысль распространяется в сознании, сигнал распространяется в пространстве и времени, следовательно, пространство и время есть форма существования сознания. Однако мысль в сознании человека может распространяться произвольно, тогда как сигнал в пространстве и времени только в пределах светового конуса Минковского, поэтому пространство и время, в том смысле, в котором их понимает современная физика, есть частная форма существования сознания. Пространство и время есть общие формы существования материи, сознание есть общая форма существования мысли. Следовательно, вся Вселенная есть единое сознание и, следовательно, сознание человека есть форма существования Вселенной. Мысль есть синтез энергии и информации, поэтому, все есть мысль. Синтез идеализма и материализма в объективном монетаризме осуществлен с помощью идеи денег, следовательно, согласно принципу аналогии, общий синтез идеализма и материализма осуществляется с помощью идеи вообще. Любая мысль может служить основой для частной формы такого синтеза и человек волен сам выбирать ее из всего бесконечного (согласно второму основному принципу, принятому мной за основу) многообразия всех возможных мыслей, в силу наличия у него свободы воли. Свобода воли существует объективно согласно третьему основному принципу, т.к. она наблюдаема в сознании человека. Аналог свободы воли существует и вне сознания человека, о чем я подробнее расскажу в соответствующем разделе. Любое мировоззрение будет справедливым, если оно не противоречит трем основным принципам. К чему приводит их отрицание, я так же подробно опишу в соответствующем разделе.
Обобщим написанное. Итак, согласно трем основным положениям, взятым мной за основу мировоззрения можно сделать следующие первые выводы"

 
 
 
 
 
Ссылка на этот вопрос
 
Поискать ответ на вопрос: ответы@mail.ru, otvety@google.ru, Яндекс.Ответы
 
Читать новые вопросы в: LiveJournal, Livinternet, Google Reader
 
Этот вопрос посмотрели 310 раз, в среднем 3 просмотра в месяц (0.08)
 
 
 
 
 
 
Адрес друга:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

© vorum.ru — вопросы и ответы, 2006–2016
Пишите нам на in@vorum.ru

Администрация сервера не гарантирует точность и достоверность размещаемых пользователями материалов, а также не несет ответственности ни за какие задержки, сбои, удаление или несохранность какой-либо пользовательской информации.

Цифры не для всех: 178

 
 
× Нравится наш сайт?
Нажмите кнопку «Мне нравится» (Like), чтобы присоединиться к нам на Facebook