Соответствовал ритмам природы, при этом крестьянин был глубоко религиозен.
Хреновым. Карл Маркс называл это "идиотизмом деревенской жизни".
У каждой крестьянской семьи — жилище, сарай для складывания сена и житница для зерна; часть жилища (маленькой хижины с соломенной кровлей) отведена для скотины. Все это ограждено жалким плетнем. Владельцы деревень запрещали их обитателям окапывать свои жилища рвами и окружать их частоколами, как будто подчеркивая этим их беспомощность и беззащитность. Но среди низеньких, запущенных крестьянских хижин попадаются добротные домики, с просторными дворами, крепкими оградами, тяжелыми засовами.
В жилище - высокий камин, на его полу стоит железный треножник, на котором пылает огонь, а над огнем висит котел на железной цепи, прикрепленной к большому железному же крюку. Дым уносится в отверстие, находящееся наверху, но немалая доля его попадает в саму горницу. Тут же рядом — хлебная печь, около которой возится пожилая хозяйка. Стол, скамьи, лары с сосудами для приготовления сыра, большая постель, на которой спят не только хозяева с детьми, но и случайный гость. У стен стоят корзины, кувшины, корыто; тут прислонилась к стене лестница; там висят рыболовные сети, большие ножницы; у двери приютилась метла с буравами. В большинстве случаев пол земляной, выложенный камнем, только кое-где уже деревянный.
Едва зарделась заря, как раздалась в чистом утреннем воздухе протяжная песнь пастушеской свирели. Замычали коровы, захлопал бич, а за животными ушло из деревни и все ее способное к работе население. Обитатели деревни ушли или в свои поля, или в свои виноградники, расположенные за рекой, по ее отлогому берегу. Только некоторые из них отправились для работ на своего господина, заранее назначенных им на сегодняшний день.
В полдень снова нарушился покой деревни. Возвращаются с поля стада землевладельца и его крестьяне. Поднялась пыль, выбежали хозяйки, чтобы загнать своих животных; усердно помогают им в этом ребята. За стадами возвращаются со своих работ и деревенские хозяева: вот идут они в своих запачканных рубахах, с шапками из шерстяной материи на головах, в грубых толстых башмаках, с земледельческими орудиями в руках и на плечах, загорелые, бородатые, облитые потом. В костюмах их преобладают темные цвета. Медленно расходятся они по своим помещениям, где к их приходу заготовлен уже полдник; дымится на столе суп, а на вторую смену ожидают их овощи да какая-нибудь каша или мучное блюдо. После полдника наступает полное затишье — крестьяне отдыхают.
Вместе с крестьянами, отбывавшими работу на господина, вернулись и лица, которые надсматривали за ними. Каждый из крестьян посещал работу для своего господина несколько дней в году.
Они копали рвы, клали гати, чинили дороги, делали необходимые исправления в самом замке, наконец, обрабатывали поля своего господина. Во время этих занятий работники кормились за свой собственный счет.
Помещик пользовался правом производить те или иные покупки раньше своих крестьян, покупать в долг, по цене назначенной по своему усмотрению. Все это делало жизнь средневекового крестьянина весьма тяжелой.