Вопрос №3182
 
 
 
 
 

Что такое триолет?

Ketty · почти 9 лет назад · 3 ответа
 

Хороший вопрос Ф топку
0
1
Ответы
Олеся · почти 9 лет назад

Стихотворение в восемь строк, из к-рых 4-я и 7-я повторяют первую, а восьмая - вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы.

 
 
Павел · почти 7 лет назад

Триолет — стихотворение из восьми стихов на две рифмы, в котором первое двустишие без изменений повторяется в последнем, а первый стих, сверх того, ещё и в четвёртом стихе, в результате чего образуется рифменная схема abaa abab.

Триолет, как считается возник во Франции в Средние века. В России первые опыты в этой форме принадлежали, на рубеже XVIII—XIX веков, Анне Буниной и Николаю Карамзину. Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически — например, у Алексея Кольцова, 1830) и возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Игорь Северянин. Целые сборники триолетов были написаны Фёдором Сологубом и Иваном Рукавишниковым.

Русские триолеты

«Лизета чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал:
«Красой подобных нет Лизете;
Лизета чудо в белом свете;
Умом зрела в весеннем цвете».
Когда же злость ее узнал…
«Лизета чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал.

Николай Карамзин

 
 
Natisha · больше 5 лет назад

Давным-давно, в средневековой Франции, зародилась поэтическая рефренная форма, получившая название триолет. «Состоит из восьми строк на две рифмы, причем, первая строка неизменно повторяется как четвертая и седьмая, а вторая - как восьмая. Рифмический рисунок: abaaabab» - вот и вся скудная информация, которую обычно приводят в справочной литературе. Подробностями же с нами поделился Иван Рукавишников.

Триолет – одна из твёрдых (канонических) форм. Имеет пять основных строк, плюс три повторенных. Следовательно, тему нужно раскрыть в пяти строках, а повторами удачно воспользоваться для большей силы и красоты. Рукавишников считает, что «эта рамка не так тесна даже и для большой философской темы».

Почему «триолет»? Потому что суть его основана на числе 3. Первый стих написан 3 раза. Повторённых стихов тоже 3 (4-й, 7-й и 8-й). В середине триолета – подряд 3 одинаковых рифмы (в стихах 3-м, 4-м и 5-м). Здесь 3 ни разу не повторенных стиха (3-й, 5-й, 6-й). И, наконец, историческая справка, не касающаяся формы: триолет пелся на три голоса.

По мнению Рукавишникова, судьба триолета своеобразна, он стоит особняком от прочих твёрдых форм. Все канонические формы, особенно сонет, достигли во Франции и Италии величайшего совершенства, «получили возможные видоизменения, как симптом живого развития и, что особенно существенно, в эти формы облечены глубокие мысли больших людей, подчас целые философские миросозерцания (Дант, Петрарка)». Но триолет не таков: за несколько сотен лет существования «из тысяч триолетов не найти и десятка, о содержании которых стоило бы написать хотя страницу критико-философского разбора».

Интересна судьба русского триолета. Пара триолетов есть у Карамзина, несколько – у малоизвестной поэтессы того же времени Буниной. Затем русский триолет молчит сотню лет, не заинтересовав собою ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Тютчева. Брошенный триолет подбирает К. Фофанов. Опять перерыв, уже меньший, и триолет возрождают поэты Серебряного века (Ф. Сологуб, И. Северянин, Либскеров, Рукавишников). И вот, спустя сотню лет, эта форма становится неожиданно популярной среди наших современников. На самом массовом поэтическом сайте России stihi.ru вы найдёте немало достойных авторов, которые успешно работают именно в этом направлении.

Чем это объяснить? Рукавишников ссылается на Учебную книгу русской словесности (II изд. 1830 г.) Н. Греча: «Триолет есть игрушка в стихотворстве... Предметом его бывает изображение нежной или острой мысли». Французская поэзия для изображения глубоких чувств предназначила другие форма, например, сонет должен был выражать наиболее возвышенное. Триолету же была дана «роль придворного остроумца, подчас гаера, с почти неизбежным эротическим налетом».

Классический французский триолет писали четырехстопным ямбом. Метр русского триолета – любой, с любым количеством стоп. Рифмы русского триолета – любые рифмы, принятые в русской поэтике: мужская, женская, дактилическая, гипердактилические, причем в любых комбинациях.

Интересно, что изначально эта форма диктовала поэту даже местоположение точек! Французские трактаты эпохи становления триолета указывают места для точек: после второго стиха, после четвертого и в конце. Ни больше, ни меньше, ни в других местах. Это правило помогает ставить повторы не автоматически. Рукавишников считает его полезным для ученических работ, но «мастер, конечно, и не считаясь с этим правилом, может не нарушить глубинных требований формы».

Русский триолет Серебряного века вышел за рамки твёрдой формы. Русские поэты стали использовать его и как твёрдую строфу при создании крупных форм. При перемене всех рифм в каждом дальнейшем триолете-строфе Рукавишников рекомендует использовать лишь однотипные (в смысле места ударного слога) окончания первых стихов. Это необходимо, чтобы избежать какофонического стыка двух однотипных разнорифменных окончаний. Возможно построение венка триолетов по схеме венка сонетов, но двухрифменность и большое число повторов делают эту форму неудобоваримой. Поэтому более гармоничным здесь будет построение по типу гирлянды: перенесение одной рифмы предыдущей строфы в следующую, вместе с перенесением всей восьмой строки предшествующей строфы в следующую, где она занимает роль первой и, следовательно, четвертой и седьмой. Тип, как и первый, бесконечный.

Руководствуясь вышеизложенной информацией, мы попытались написать классический русский триолет, а также использовать триолет в качестве строфы по типу гирлянды. Сегодня мы делимся с вами, дорогие читатели, плодами своих опытов. В надежде, что завтра вы пришлёте или принесёте нам для публикации триолеты, вышедшие из-под вашего пера.

***

Солнце взошло, осветило мой мир:

Я просыпаюсь от тягостной лени,

Свеж и прозрачен прохладный эфир…

Солнце взошло, осветило мой мир,

И вороньё, что слеталось на пир,

Пало на ветви уснувших растений.

Солнце взошло, осветило мой мир.

Я просыпаюсь от тягостной лени…

***

Кистью несмелой я трогаю краски,

Только к холсту прикоснуться не смею:

Не передать мне покоя и ласки…

Кистью несмелой я трогаю краски,

Вместо улыбки – унылые маски:

Я ничего, ничего не умею…

Кистью несмелой я трогаю краски,

Только к холсту прикоснуться не смею.

Только к холсту прикоснуться не смею –

Словом рисую уверенно, смело,

Я на словах никогда не робею.

Только к холсту прикоснуться не смею…

Лишь об одном в этой жизни жалею:

Господи, сколько б я кистью успела!!!

Только к холсту прикоснуться не смею…

Словом рисую уверенно, смело.

Словом рисую уверенно, смело,

Только до дела нечасто доходит.

Мир на словах – только чёрный иль белый…

Словом рисую уверенно, смело,

Буковку к буковке ставлю умело,

Чуда, однако, всё не происходит…

Словом рисую уверенно, смело,

Только до дела нечасто доходит.

Только до дела нечасто доходит,

Только слова – ни оттенков, ни цвета.

До исступления буквы доводят…

Только до дела нечасто доходит –

Мысль что-то ищет, но всё не находит:

Только вопросы – и все без ответа.

Только до дела нечасто доходит:

Только слова, ни оттенков, ни цвета.

Только слова. Ни оттенков, ни цвета!

Кистью к холсту прикоснуться не смею:

Как мне без красок коснуться рассвета? –

Только слова. Ни оттенков, ни цвета…

Кончилось, кончилось, кончилось лето –

Осенью жить не хочу, не умею!!!

Только слова. Ни оттенков, ни цвета.

Кистью к холсту прикоснуться не смею…

 
 
 
 
Ссылка на этот вопрос
 
Поискать ответ на вопрос: ответы@mail.ru, otvety@google.ru, Яндекс.Ответы
 
Читать новые вопросы в: LiveJournal, Livinternet, Google Reader
 
Этот вопрос посмотрели 759 раз, в среднем 2 просмотра в неделю (0.23)
 
 
 
 
 
 
Адрес друга:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

© vorum.ru — вопросы и ответы, 2006–2016
Пишите нам на in@vorum.ru

Администрация сервера не гарантирует точность и достоверность размещаемых пользователями материалов, а также не несет ответственности ни за какие задержки, сбои, удаление или несохранность какой-либо пользовательской информации.

Цифры не для всех: 175

 
 
× Нравится наш сайт?
Нажмите кнопку «Мне нравится» (Like), чтобы присоединиться к нам на Facebook