Первоначально кустари (люди, занимающиеся кустарным производством) ставили своей целью удовлетворить нужды собственного хозяйства, однако с развитием товарно-денежных отношений всё большее количество произведённых ими товаров стало поставляться на рынок. Преимущественно это была бытовая продукция: посуда, мебель, украшения, сувениры, одежда, обувь. Затем в продажу стали поступать и другие товары, например оружие. На Руси популярностью пользовалась расписная посуда, изготовляемая кустарным способом. На весь мир известны такие школы росписи российских мастеров, как Гжель, Хохлома, Жостово.
В дореволюционной России кустарное производство было еще довольно широко распространено: около 30% всей выпущенной продукции было произведено кустарным методом. Это неудивительно, если учитывать что отечественная экономика носила в основном аграрный характер. Продукция сбывалась на ярмарках, широко был распространен бартерный обмен.
С началом индустриализации и коллективизации кустарный способ производства был объявлен "высшей степенью угнетения трудящихся" и перестал существовать практически во всех сферах советской экономики. Мастера, ранее действующие самостоятельно, были насильно объединены в организации, которым подлежало выпускать только предписанную планом продукцию, индивидуальная деятельность преследовалась. Но всё же кустарное производство не пропало полностью — мастера не перестали выпускать например сувениры, продавая их приезжим.
В дополнение к выше написанному.
Кустарное производство сохраняется и сейчас. Особенно оно развито при изготовлении ювелирных изделий или других предметов роскоши. В отсталых и развивающихся странах кустарное производство является доминирующим. В Китае большинство малых предприятий до сих пор представляют собой объединение мастеров-кустарей.
Экономика Вьетнама во многом основывается на кустарном производстве. Вначале 70-х, ещё до окончания войны, кустарное производство давало примерно половину всей продукции местной промышленности и почти треть всего промышленного производства республики.
ВИКИ.